Лаго-Наки - Бабук-Аул, Зап.Кавказ, 1999

Карта маршрута

Смотреть карту похода(156kB)

Краткие сведения

• Состав: наша семья [жена Катя + муж Лев + дочка Саша (4,8года) + дочка Рита (1,7года)]
  • Даты: 18 сентября, 1999 - 26 сентября, 1999
  • Район: Западный Кавказ, плато Лаго-Наки
  • Маршрут: тб.Лаго-Наки - р.Цице - пр.Водопадный - пер.Черкесский - Бабук-Аул (некатегорийный пеше-горный)

Впечатления

В конце лета приятно продлевать себе лето. Обычно мы это делали в Крыму, но в этот раз по наущению знакомой решили таки пойти на Кавказ. Как всегда, компании не оказалось, а наша подруга, которая сначала мечтала о походе, в последний момент отказалась из-за "нестабильной обстановки на Кавказе". Что наиболее волновало при подготовке, так это карты местности. К сожалению, единственное что я смог найти было двухкилометровкой Краснодарского Края, по которой, как потом выяснилось, идти без каких либо других материалов было бы совершенно невозможно. Как хорошо, было написано в одном из отчетов - "это не карта, а глобус" :-)

Далее начались поиски чего-то более подробного и главное выбор маршрута. Для нас было критично найти что-то короткое, простое, безопастное со всех точек зрения и красивое одновременно. Сложная задача, но как теперь можно утверждать она с успехом удалась :-) Стоит упомянуть источники информации:

• Интернет. Пришлось перерыть кучу сайтов горно-альпинистской тематики, просмотреть on-line библиотеки,поговорить с людьми на, прошерстить тучу описаний. Хочется сказать отдельное спасибо: В.Стружинскому, И.Ивановой, Anton Atamanoff (2:5067/9.23), а также "elfbio" и "Карменсите" с Кубанского чата.
  • ФИДО. Полезные советы из Майкопской сети.
  • Информация по корпоративным каналам. Кстати, очень советую, если Ваша организация представлена в том регионе, куда Вы собираетесь и Вам нужна информация - обратитесь к Вашим коллегам, есть очень большая вероятность, что они помогут.
  • Информация с сайта Путника(Байкал) На этом сайте мы нашли достаточно информации, чтобы сделать выбор и вместо Байкала отправиться в наш маршрут.
  • Библиотека на Б.Коммунистической. Тут правда с некатегорийными маршрутами совсем туго, так что единственное, что взяли, это было несколько страниц из книжки советских времен, впрочем страниц довольно полезных.

Итак, с некоторым количеством описаний "почти нашего" маршрута мы приготовились к отлету.

Наиболее приемлемым способом заброски был выбран самолет, как экономящий силы и время, правда тратящий средства. Туда мы летели до Краснодара (до Майкопа рейсы только летом до середины сентября), а обратно - из Сочи, точнее Адлера. Стоимость билетов на этот период Москва-Краснодар, Як42, 1050руб на взрослого; Сочи-Москва, Ту154, 1300руб на взрослого. Так как один ребятенок у нас был до 2-х лет, то летел бесплатно, а на второго - детский билет. Что касается самолета, то основной проблемой мне казался большой вес рюкзака (боялся, что заставят перекладывать в другую тару. Такое случилось у нас когда-то давно при походе на Алтай, когда пришлось заняться перепаковкой рюкзаков), но все прошло нормально и выяснилось, что общий вес снаряжения и еды составил 42 кг, что я считаю вполне нормальным на четверых.

Без приключений добравшись до Краснодара, на выходе с летного поля нас атаковала толпа таксистов, готовых довести куда угодно "лишь денежки плати". Но сначала нам нужно было докупить одну ценную вещь, а именно газовую горелку - мы не решились вести баллоны на самолете, а без газа . Как я выяснил еще в Москве, в Краснодаре с этим проблем нет, и мы направились в Городской турклуб (ул.Комсомольская, 52), при котором существует прокат и магазин. Кстати, информация на www.tag.spb.ru оказалась не совсем точной, а именно, там указан неверный дом - 25, вместо 52, и бедная бабулю, которая еще и по-русски плохо говорит, никак не могла понять, что такой турклуб и с чем его едят ;-) Хорошо, что нашлась некая девушка, которая объяснила, как его найти.

Кстати, насчет снаряжения стоит сказать отдельно. Пожалуй это самый дорогой поход, который у нас когда-либо был: столько новых вещей мы себе никогда не покупали, но главное, что не жалеем об этом - все пригодилось. Для себя мы сделали несколько выводов - без каркасной палатки туда соваться не стоит (а сначала были ведь мысли пойти с домиков, интересно как бы мы его там ставили бы ...), стоит с собой брать горелку (дрова по большей части были везде, но их немного и разжигаются они очень тяжело - высота?)

Итак, закупившись, мы забросились до тб.Лаго-Наки. Многие начинают от Хаджоха, но как мне показалось, саму дорогу назвать очень красивой нельзя, разве что водопады посмотреть, но тут не могу судить - мы их не видели. Пещеру же мы решили оставить на следующие разы :-)

Первое же, с чем мы столкнулись, стоя у ограды турбазы, это то, что наш фотоаппарат больше не работает. Наверно, Кавказ не захотел сниматься на нашу камеру :-((( Пришлось отложить его в сторону и наслаждаться природой самим, а не через объектив. Правда нельзя показать всю эту красоту Вам, но часто ловили себя на мысли, что на пленке все получилось бы совсем не так - ну нельзя передать величия гор, того впечатления которое они производят.

Отложим лирическое отступление и продолжим путь. Пройдя вверх по дороге вдоль турбазы, мимо спасотряда, встретили людей идущих на встречу. Похоже это были кто-то с турбазы. А так как было время к вечеру. то они посоветовали заночевать у первого же ручья у дороги, где стоял один человек с машиной. Дальше нет мест где стоять. И мы последовали их совету, к тому же этот "житель гор" оказался удивительным человеком, который четвертый год живет в этом месте, занимаясь поддержкой спелеологов. А главное, что он - "травник"! Такого чая, которым он нас угостил, мы еще не пили: сколько там было трав занет только он :-), но судя по его словам несколько десятков. Кроме того, салат из трав - очень интересная вещь. Кстати, источник у которого мы стояли, по его же словам - "священный", и к нему приезжают монашки что отслужить службу ...

Первая же ночь преподнесла сюрприз: проснувшись утром мы обнаружили, что палатка покрыта коркой льда и инея. Неожиданный сюрприз, тем более что днем было довольно тепло. Впрочем, мы были готовы к такому обороту - еще в Москве нас предупреждали, что в горах в это время может быть и дождь, и туманы, и снег. Да еще и наш травник обнадежил, сказав, что некоторое время назад на плато шел снег.

Позавтракав, отправились в наш первый день пути. Где-то через километр дорога пересекает перевал Азишский, который чесно говоря и перевалом назвать тяжело, пересекает черту заповедника (на дороге она обозначена белой полосой с буквами КГВЗ) и выходит к красивейшей видовой площадке, откруда открывается панорама на Абадзеш. А еще через некоторое время дорога упирается в шлагбаум кордона. Здесь с нас взяли денюшку за проход по заповеднику (30 руб со взрослого за день, 5 с ребенка, но детей нам не засчитали :-). Теоретически кордон можно обойти спустившись вниз с дороги, но тут уж вам решать. После кордона дорога принимает более дикий вид, и в дожди по ней явно идти тяжело, однако нам везло и ярко светило солнце. Через метров 500 после кордона дорога выходит на красивую поляну на хребте Каменное Море. и если не полениться и подняться налево вверх метров 20, то можно полюбоваться на красивейшую панораму гор (в сторону реки Белой).

В этом месте мы обнаружили первые метки туристкого маршрута (белая-красная-белая), вдоль которых дальше и проходил весь наш путь. Кстати, маршрут отлично промаркирован и, если не отклоняться особо от него, то заблудиться просто невозможно! Есть только несколько мест,  где можно незаметить метки и повернуть в сторону, но я думаю, такое возможно только в туман - при хорошей видимости метки просматриваются отлично и вопросов не возникает. Да и сама тропа хорошо натоптана.

Далее дорога проходя по лесу, выводит на поле и проходя мимо брошенных домиков (впрочем лоетом возможно они жилые) уходит направо от хребта Каменное Море. Продвигаясь по извивающейся дороге держим общее направление на гору Оштен, вершина которой видна слева от горы Абадзеш. По дороге доходим до большущего тура, сложенного туристами. Сам тур виден издалека и наверно можно идти к нему напрямую, а не виляя по дороге. Когда тур окажется справа от вас, если вы шли по дороге, то необходимо повернуть налево - в сторону метки, котороя видна в метрах пяти слева от дороги. Далее вы будете уже идти по тропе, что несколько более приятно, чем разбитая грунтовая дорога.

Идя в сторону горы Оштен, тропа проходит мимо нескольких балаганов, поднимается на Абадзешский перевал и далее круто спускается вниз, к реке Цица, вдоль ее притока. Вид с плато на г. ОштенПочти в конце спуска в метрах 50-70 слева от тропы стоит одинокий балаган, а чуть дальше ближе в реке есть отличное место для палаток и кострища (вода под рукой, а вот с дровами проблема - только наверху). Тропа проходит мимо этого места и уходит дальше вниз параллельно реке, и если идти дальше, то по описаниям, дальше должен быть приют Цице, но мы этого не проверяли. (Кстати еще метров через 100 от нашего месте есть еще одна стоянка на берегу Цице - она находится под одиноко стоящим деревом).

На берегу Цице был наш второй ночлег. Место очень красивое - замечательный вид на долину Цице с одной стороны и величественный Оштен - с другой. А луна придавала особое очарование этому месту.

На следующий день мы решили сделать небольшой переход, так как предыдущий день был достаточно тяжелым, да и времени у нас было много. По плану - следующая ночевка у озера Пседонах.

С места стоянки нужно пройти к реке и по ее левому (по ходу) берегу подняться вверх метров на 20-30. Там через речку перекинуты бревна и стоит маркировка маршрута. Следующие маркировки были видны хорошо еще с нашего места ночлега - тропа от правого берега Цице поднимается вверх по оврагу и далее идет справа от притока Цице в сторону горы Пшеха-Су. Здесь мы обнаружили развилку: одна тропа уходила направо вверх, другая же - дальше вдоль притока не меняя основного направления. Как оказалось в дальнейшем, вторая оказалась именно той что нужно - маркировка появилась через несколько десятков метров. Куда ушла вторая тропа, так и осталось для нас неизвестным.

Через некоторое время пройдя мимо остатков разбитого самолета мы вышли к озеру Пседонах - в месте где открывается озеро одна маркированная тропа уходит налево к Фишт-Оштенскому перевалу, другая же - обходит озеро справа.

Само озеро довольно интересно, но гораздо больший интерес представляют окружающие его места: обязательно сходите в сторону Фишт-Оштенского перевала - словами эту красоту описать нельзя!!!

На берегу озера есть отличное место для стоянки, но с дровами очень туго - здесь стоит воспользоваться горелками, зато с водой никаких проблем - озеро чистейшее и очень холодное. Я не буду вдаваться в подробности его описания, а советую посмотреть что о нем написано у В.Стружинского.

Так как переход был очень коротким, мы с удовольствием наслаждались природой. Чуть вверх вдоль впадающего ручья находилась красивейшая альпийская полянка с цветами, а дальше открывался вид на утыканную валунами низину между Оштеном и Пшеха-Су.

На удивление ночь оказалась не очень холодной и быстренько собравшись мы отправились в дальшейний путь. Тропа продолжается от дальней оконечности озера (там где воронка слива), идет немного в сторону Фишта вдоль каменных стен, а затем круто поворачивает налево. Опять же, тропа отлично промаркирована и ошибиться тяжело. Более того, по выходу с низинки у озера на камнях начертаны красные стрелки с указанием номера маршрута (что-то типа "628 ->" ).

Далее предстоит подъем вдоль Пшеха-Су (остается слева) до Карстовой Чаши. Знаю о ее существовании, весь предыдующий день я про себя каждую низинку обзывал Карстовой Чашей, Вид с Майкопского на г. Оштенне представляя что это такое. Как оказалось, это гигантская впадина длиной метров в 500 и глубиной более 50 метров (оценка очень приблизительная), которая стоит того, чтобы ее называли "Карстовая Чаша" :-) Тропа идет по ее правому склону, в конце переход на левый и упирается в перевал (по-моему, Майкопский), обозначенный столбом с указателями "<-Водопадный - Цице->". Отсюда открывается потрясающий вид на запад: вершины гор, выступающие из моря облаков, и ярчайшее солнце над головой создавали какое-то неземное ощущение. Интересно, что путешествуя по плато мы и не подозревали, что Вид снизу на Майкопский перевалнаходимся над плотным покровом туч. Как нам потом уже сказали, как раз в этом день внизу шел град, а у нас стояла жара и ярко голубое небо.

После перевала нам предстояло спуститься вниз по крутой тропе. Тучи под нами, то поднимались вверх и мы оказывались в тумане, то резко исчезали, открывая склон, по которому мы спускались, и цель нашего пути - дорога у подножья горы. Тропа очень крута и камениста, так что нам пришлось взять Сашку на привязь - мы взяли с собой специальную "уздечку", с помощью которой детей учат ходить, и она очень пригодилась. Сама тропа очень и очень красива - она проходит мимо скал необычных очертаний. В ней есть, что-то похожее от крымской тропы, что идет с Ай-Петри к водопаду Учан-Су, но здесь это все более величественно, более монументально, что ли.

Спускаясь, тропа подходит к границе леса и идет далее вдоль дороги. Тут есть один момент, где можно промахнуться: когда дорога поднявшись вверх резко поворачивает направо, тропа уходит налево, к горе. Метка различима довольно плохо и вы можете не заметить ее - будьте внимательны. Далее, идя вдоль склона Пшеха-Су, мы выходит на хребет, откуда теоретически должен быть виден водопад, но для нас он был скрыт нижележащими тучами и с этим пришлось смириться. Тропа опускается вниз и вскоре выходит в долину реки Пшехи. Пройдя чуть дальше, мы увидели развевающийся флаг, который по приближинии оказался указателем направления ветра (ну таким большим белым "чулком"), стоящим у края вертолетной площадки. Подойдя к реке мы с удивлением обнаружили, что ... ее нет. Т.е. камни есть, а воды нет и похоже не было достаточно давно. Но где-то вдалеке был слышен шум водопада, что обнадеживало, что воду мы найдем. Так как тучи теперь висели над нами, что опять водопада мы так и не видели. Оставив,жену и детей разбивать лагерь (там есть неплохое мест прямо у Перемычка Пшеха-Су - Фишттропы на берегу реки), я пошел  за водой к водопаду. Решив идти по руслу реки, я не ошибся - во-первых, метров через сто нашлось небольшая лужица, где была чистая вода, а еще через несколько метров, обнаружились красные стрелки, для таких как я, ищущих водопад. Пройдя вдоль этих стрелок по тропе, я вышел к подножью холма, на вершину которого, падали струи воды. По мере приближения к водопаду, открывался вид на окружающие его скалы - невероятное зрелище, ну нельзя такое описать и главное прочуствовать :-( Когда же я добрался, до самого водопада (точнее правого из них, куда все и поднимаются), то обнаружил, что тучи поднялись выше и открылась панорама долины Пшехи, а где-то вдалеке и наша крошечная палатка. Очень, очень и очень красиво!!! Купаться под водопадом я как-то не решился - холодноватая водичка, но напиться - напился вволю :-). Уже вернувшись обнаружил, что тучи вновь спустились и скрыли от нас скалы, с которых падала вода ...

Дров в этом месте было много и мы с удовльствием разожгли нормальный костер. В принципе в заповеднике костры разжигать нельзя, но походе мы были не одни :-) Единственное, туристы, давайте не создавать новых кострищ - старых достаточно!

Проснувшись по утру, поев и почти собравшись, мы услышали вертолетный гул. Вертолет явно приближался к нам, но его не было видно. Никогда бы не подумал, что поднимающийся вдоль реки по долине вертолет, может представлять столь красивое зрелище. Как оказалось, это "туристы" из Гора ФиштСочи прилетели посмотреть на водопады. Что ж каждому свое, и мы отправились дальше. Здесь тропа поднимаясь вверх вдруг исчезает в высохнувшем ручье, русло которого очень круто поднимается вверх. Поднявшись по ручью почти до конца, необходимо повернуть (из глубины русла ручья метка стоящая вдали видна плохо) налево. Здесь есть места для стоянки, хотя называть их хорошими я бы не стал. А тропа поднимается дальше вверх и выходит к так навалу камней (сыпучке?). Перебираясь через них (кстати, очень увлекательное занятие :-) выходим к вершине с памятником героям Великой Отечественной. Отсюда видна и спас.станция Лунная поляна, к которой дальше нам идти. Продолжаем путь вдоль Фишта. Тропа идет на одной высоте, поэтому двигаться довольно легко. Слева от нас скалы Фишта, слева низина и гора Хуко. Красотища!

Пройдя мимо Лунгной поляны и балаганов внизу, тропа выходит на перевал Чигурсана. Здесь мы увидели горных ... нет, не козлов, а коров :-) Коровок, которые мыча ходили по склонам и мирно щипали травку :-)

Через несколько сот метров от Чигурсана - перевал Черкесский (от Чигурсана стоит идти по правому склону, не спускаясь к балаганам и обогнув гору). Сделав на Черкесском привал (очень красивые виды на Кавказский Хребет) мы двинулись по дороге (тут скорее это уже дорога чем тропа, по ней из Бабук-Аула местные поднимаются к балаганам, в том числе и на лошадях). В наших планах было встать до "веселого спуска", но все места, которые мы проходили не давали нам возможности встать - тропа идет через лес по карнизу вдоль очень крутого склона. Зато здесь мы поели ежевики и обнаружили просто невероятное количество грибов.

Единственным и первым по ходу местом, где можно было поставить палатки, оказалась поляна Стадника - место очень приятное, вода рядом, дров много. Когда мы подходили к нему, то обнаружили сидящих и закусывающих местных, которые направлялись в сторону Черкесского. Разговорившись, узнали, что сами они из Сочи и поднимаются к своим коровам. Нас угостили собственным сыром и великолепным коньяком, да еще дали банку шпрот, пожалев бедных деток :-) Поговорили о жизни, о "регистрации" в Москве и "лицах кавказской национальности" ( Лужок делает все, чтобы Москву ненавидили :-(((( ... Но расстались друзьями :-)

Вообще, эта ночь была самая незабываемая из всех. Когда мы уже легли спать, откуда-то снизу раздалось рычание, которое стало повторяться каждые несколько минут. Толи рычание, толи вой, толи мычание. Сашка очень испугалась, но ее удалось убедить, что это корова, которая не может найти дорогу домой. Ну а сами мы решили, что это медведь. Ну очень похоже было. Вот такое рычание продолжалось всю ночь и мы его слышали еще и утром. Ощущение не из приятных, тем более что мы находились еще в заповеднике и кто там мог обитать, нам было неизвестно. Поев и собравшись поутру, к нам подошел еще один из метсных, направлявшизся наверх. По его словам, это был не медведь, а всего лишь олень, который созывал своих олених :;-)  У нас отлегло, но больше моя жена не очень хотела ночевать в этих местах.

Далее нам предстоял "веселый спуск". С погодой нам повезло,  иначе это место действительно стало бы веселым, а так это достаточно крутой спуск, но какой-то особой сложности он не представляет (по сухой погоде!!!).

Спуск заканчивается у дороги ведущей к кордону Бабук-Аул. Точнее к первому кордону. Здесь поговорив с егерем, который оказался бывшим инструктором по туризму, мы направились дальше по дороге в направлении Солохаула. Дорога идет вдоль заборов, а по их окончании поворачивает налево, в то время ка тропа уходит направо к реке (маркировка хорошо видна) и выходит к подвисному мостику через реку. Переправившись на другую сторону, выходим по дороге к приюту Бабук-Аул. Здесь можно переночевать, но мы направились дальше в надежде встать где-то перед Бзычом. Но нашей надежде не дано было оправдаться - дорога проходит так, что мест для стоянки фактически нет - слева отвесная каменная стена с которой стекают маленькие водопадики, а справа внизу река. В принципе несколько теоретически приемлимых мест для стоянки мы видели, но одно было слишком рано, а второе уже занято кем-то. Речка под нами не очень полноводная, но довольно быстрая и очень прозрачная - сверху мы умудрились разглядеть стайку приличных рыб. Сама дорога очень мокрая из-за ручьев но местами необычно красива. Кстати, на дороге чуть не наступили на какую-то змею (грелась рядом с лужей на солнышке), очень похожую на ужа - будьте внимательны!

После долгого перехода подошли ко второму кордону. Так как уже вечерело, мы хотели встать чуть за ней (по совету мужика с первого кордона - он сказал, что если подняться по ручью за кордоном вверх, то там будет поляна, где можно встать), но егерь уговорил заночевать у него - ему скучно, а нам теплее. Мы уж было собрались остаться, как пришла идея, что если вдруг пойдет попутка до Солохаула, то попытаться доехать на ней, так как чесно говоря путешествие по дороге нас достаточно утомило своим однообразием, да и настроение было уже уезжать. А тут как раз подошел УАЗик с нашими знакомыми, с которыми мы пересеклись на поляне Стадника (они не дошли до места и решили вернутся назад). В очередной раз хлебнув спиртного, а на этот раз было что-то типа домашнего вина, мы забрались в машину. Вс,е включая водителя были пьяны, причем водитель больше всех. А теперь представьте пьяного водителя на горной дороге ... Но делать было нечего и мы поехали. На удивление, машина шла по дороге и не пыталась сверзнуться с обрыва, а пересечение реки на машине вброд было ввоще выше всяких восторгов! Ну чем не Camel Troffy. Восхищаюсь совествкой техникой - никогда бы не подумал, что по руслу такой реки можно еще и ездить :-) Один раз правда машина заглохла, и я уж думал, что придеться толкать, но ведь завелась, ведь поехала. Удивительно.
 Кстати, с нами в машине ехал местный начальник заповедника, точнее его части, находящейся в ведении Краснодарского Края. Узнав, сколько мы заплатили на кордоне Лаго-Наки, посетовал, что "слишком много дерут они там", и сказал, что у них дешевле получается, правда точные цифры не назвал.

Приехав в СолохАул, мы остановились в приюте (40 руб со взрослого за ночь :-(( ), и уже утром на рейсовом автобусе отправились в Дагомыс (интересно, а местные умеют ездить медленно? :-) - иногда страшно, когда маленький пазик с кучей народу с визгом колес проходит повороты на горной дороге).

Вот на этом собственно, и закончился на поход. Дальше было три дня загорания, купания и изучения местных достопримечательностей ...

Выводы.

• Обязательно пойдем еще раз! Конечно по немного другому маршруту, но места потрясающие.
  • Погода очень важна - не уверен, что такие же восторженные впечатления были бы, если бы шел снег
  • Спокойно! Все окружающие говорили: "Да вы что, какой Кавказ, там е война!". Вот такой Кавказ - спокойный и с очень доброжелательными местными (хотя к Москве отношение немного настороженное)
  • Маршрут отлично промаркирован - не промахнетесь, если будете идти только по тропе.
  • Обязательно: каркасная палатка, газовая горелка или примус, теплые вещи и хорошие ботинки (по тропе раскидана куча рваных кроссовок :-)!
  • С детьми идти такой марщрут можно и нужно! Воздух, вода, солнце - ну что может быть лучше ... Да еще и в конце в море покупаться можно!
  • Смотрите под ноги, внизу могут встретиться змеи, и не берите в руки неизвестных растений, некоторые из них ядовитые
  • Народ, ну не сорите на стоянках - их не так уж много, и некоторые представляют собой не очень приглядное зрелище.
  • (придумаю - еще напишу)

Если у Вас возникли какие-нибудь вопросы, то с удовольствием на них отвечу ( по мере возможности).